Нравственные основы Таэквон-До

В своей книге «Энциклопедия таэквон-до» генерал Чой Хонг хи уделил особое внимание взаимоотношению учителя с учеником. Вот что он сказал об этом:

Даже в современной Корее сохраняют свою актуальность многие взгляды древнего философа Конфуция, жившего в VI-V веках до нашей эры. Так, преданность и уважение к учителю и родителям составляют основу национальной и семейной структур. В трудах Конфуция корейцы черпают представление о том, что нужно слушаться своих родителей и глубоко уважать учителей. Такое отношение всегда было очень важным. Древняя корейская пословица гласит: «Отец и мать — родители, которые меня вырастили, а учителя — родители, которые меня учат». Вот почему ученик должен воспитывать в себе такое же уважение к учителю, как и к родителям.

Даже если учитель не оказывает должного почтения своему королю, король должен проявлять уважение и преданность своему учителю, как, например, Александр Великий — Аристотелю. Отец может любить своего сына, но он никогда не станет его учителем. Отношения между сыном и отцом строятся на эмоциях, объективность оценок теряется. А без объективности практически невозможно установить и поддерживать полный контроль над процессом обучения.

Согласно древней корейской мудрости, «родители могут рожать детей, но не цели их жизни». Обязанность родителей — обеспечить ребенку образование, которое расширит его знания, сделает добрым и нравственным, поможет стать нужным и уважаемым человеком в обществе. Но родители часто не в состоянии сами дать ребенку необходимое образование, потому что не решаются приучить его к строгой дисциплине и объективно его оценивать, боятся, что это создаст трещину в их отношениях.

Чтобы избежать этого, Конфуций советовал родителям «обмениваться» детьми: тогда кровные узы не будут влиять на обучение. Научить чужого ребенка стать добрым человеком в соответствии с желаниями его родителей — большая ответственность, в глазах ученика учитель будет занимать такое же положение, как и родители. «Царь, учитель и отец — едины и равны», — так звучит еще одна древняя мудрость. Безусловно, в этих взаимоотношениях должны быть любовь и взаимопонимание, но должна быть и объективность. По такому же принципу строятся отношения в корейском боевом искусстве таэквон-до.

Ответственность за обучение этому искусству лежит на инструкторах, основная задача которых — сделать учеников физически и духовно сильными и тем самым внести вклад в созидание мирного общества. Конечно же, каждой школе необходим преданный и искренний инструктор. Но ни одна школа не сможет расти и развиваться без столь же преданных и искренних учеников. Потому и инструктор, и ученик должны всегда уважать друг друга и выполнять следующие предписания.

Инструктор должен:

1. Никогда не уставать учить. Хороший инструктор учит везде, в любое время и всегда готов отвечать на вопросы.
2. Стремиться к тому, чтобы ученик превзошел его. Такой результат — величайшая похвала для инструктора. Ученика никогда нельзя удерживать позади. Если ученик превзошел тренера, его нужно передать более квалифицированному наставнику.
3. Быть примером для учеников и никогда не обманывать их. Воспитание ученика должно быть важнее материальной выгоды, иначе инструктор потеряет уважение учеников.
4. Тренировать, опираясь на научную базу, чтобы экономить силы и время.
5. Помогать ученикам устанавливать хорошие отношения вне спортивного зала. Обязанность инструктора — заниматься воспитанием учеников как в зале, так и за его пределами.
6. Поощрять посещение других спортзалов, изучение опыта других школ: так ученик сможет подобрать подходящую школу и многому научиться, сравнивая их. Если запрещать это ученикам, они могут стать непослушными.
7. Одинаково относиться ко всем ученикам, не выбирать «любимчиков». Ругать ученика можно только наедине сним, никогда нельзя делать это на глазах других.
8. Не придумывать ответ на вопрос, если не знаешь его, надо признать это и попытаться найти ответ как можно быстрее.
9. Быть честным с учениками, не терять их доверия.

Инструктор не должен:

1. Искать у учеников помощи в уборке кабинетов и ремонте.
2. Использовать учеников для личных целей.

Единственная цель инструктора — воспитать физически и духовно совершенных учеников.

Ученики должны:
1. Никогда не уставать учиться. Хороший ученик может учиться везде и в любое время. В этом секрет успеха в учёбе.
2. Быть готовым на жертвы ради своего боевого искусства и инструктора. Некоторые ученики рассматривают обучение как товар, купленный за ежемесячную плату, и не желают участвовать в выступлениях, тренировках, работе в спортзале. Инструктор может отказаться от таких учеников.
3. Всегда быть хорошим примером для младших учеников. Вполне естественно, что они захотят соревноваться со старшими.
4. Быть преданным тренеру, никогда не критиковать инструктора, его способы обучения и само таэквон-до.
5. Изучать и стараться использовать показанный инструктором приём.
6. Помнить, что поведение ученика за пределами спортзала отражается на восприятии боевого искусства другими и на репутации инструктора.
7. Если ученик освоил новые приёмы из другой школы, а инструктор возражает против их применения, ученик должен отказаться от них или заниматься там, где он выучил эти приёмы.
8. Никогда не проявлять неуважения к инструктору. Ученик может не соглашаться с инструктором, но должен сначала выполнить задание, а обсуждать все вопросы позже.
9. Быть активным, не стесняясь задавать вопросы.
10. Никогда не предавать инструктора.

Скажу еще немного об идеальном инструкторе. Солдаты сильны настолько, насколько силен ведущий их генерал. Так же и ученики могут достигнуть успехов только под руководством прекрасного инструктора.

Бамбук не может вырасти среди камышей. Нельзя ожидать и появления выдающегося ученика у неквалифицированного инструктора. Особенно важно обучать учеников одновременно и технике, и духу таэквон-до. Квалифицированный инструктор, если он хочет воспитать учеников с благородным характером и выдающимися умениями, должен соединять в себе черты учителя и солдата.

Такой учитель должен обладать следующими качествами:

  • высокий моральный и этический уровень;
  • ясная философия и взгляд на жизнь;
  • ответственное отношение к своим обязанностям;
  • научный подход к вопросам техники;
  • непоколебимая чистота в политических и финансовых делах;
  • желание посвятить себя распространению таэквон-до по всему миру;
  • стремление заслужить уважение старших, доверие коллег, авторитет у младших.

Таэквон-до — это боевое искусство, отлично тренирующее тело, закаляющее дух, развивающее самодисциплину. Таэквондисты не только учатся атаке и защите, но и закаляют свой характер, развивают нравственные качества, умение логически мыслить, а все эти качества всегда актуальны.

Из книги "Путь познания Таэквон-До" Мастера Кана