Духовное воспитание

Духовная дисциплина, как и совершенствование техники, является неотъемлемой частью освоения таэквон-до. Основатель таэквон-до генерал Чой Хонг Хи говорил. что человек, занимающийся таэквон-до должен в своей жизни руководствоваться следующими духовными принципами:

1. Почтительность, которая подразумевает развитие духа взаимоуважения, вежливость, поддержание атмосферы справедливости и гуманизма, соблюдение возрастной и профессиональной иерархии, следование этикету, уважение к положению других, честность и открытость, воздержание от приёма и вручения подарков, когда это может быть истолковано превратно.
2. Совесть, которая проявляется в том, что человек умеет отличать правильное от ложного, умеет признавать свою неправоту и испытывать угрызения совести.
3. Настойчивость, состоящая в преодолении любых трудностей для достижения поставленных целей.
4. Самообладание как контроль над своим поведением важно не только при совершенствовании технических навыков, но и в повседневной жизни.
5. Непоколебимость духа — умение действовать активно, без страха при столкновении с несправедливостью вне зависимости от того, какие трудности стоят на пути преодоления этой несправедливости.

Духовная культура, будучи неотъемлемой частью жизни людей Востока, является основой для формирования и становления образцовой личности. Примером такой личности может служить Конфуций, считавший, что путь к познанию морального духа лежит через избавление от грешных мыслей и через основанное на вере и искренности отношение к людям. Чтобы стать образцовой личностью, как Конфуций или Лао-цзы, найти себя и заслужить уважение людей, необходимо совершенствовать дисциплину ума. Человек, будучи «социальным животным», желает жить в обществе, предоставляющем возможность для духовного развития, и особенно важно это для людей, занимающихся таэквон-до. Можно выделить несколько типов общества.

Идеальное общество, согласно Лао-цзы, представляет собой общество, которым правит достойный похвалы и восхищения человек. Этот правитель не вмешивается в жизнь народа, не запугивает общество, а просто исполняет свои обязанности и обеспечивает обществу свободную и мирную жизнь. Существуют и режимные общества, где правитель из-за отсутствия моральных качеств, необходимых для управления, прикрывается жестокими законами, которые вызывают недовольство народа. И, пожалуй, худшим типом общества является то, где правитель использует свою власть в угоду себе, вызывая презрение и ненависть своих подданных. Естественно, создание и поддержание идеального общества зависит от каждого отдельного человека. Итак, каждому, кто занимается таэквон-до, следует возвращаться к изначальной, праведной и чистой природе и быть достойным человеком.

Кроме того, таэквондисту, необходимо следовать этим ключевыми нормам:

1. Гуманизм — умение сочувствовать бедам других людей и любить всех одинаково.
2. Праведность — способность стыдиться несправедливых поступков и выполнять свои обязательства по отношению к другим людям.
3. Учтивость — уважение к другим, хорошие манеры и искренность.
4. Мудрость — умение отличать правильное от ошибочного в отношении не только других людей, но и себя.
5. Доверие — умение держать данное слово и обещание.

Также существуют качества, которые необходимо развивать в себе и они помогут в познании своей природы:
- сохранение такого баланса между жизненными позициями, чтобы достоинства, которые даёт социальное положение, служили базой для правильного использования духовных начал;
- щедрость души;
- смиренность;
- самокритичность для достижения мудрости;
- проявление уважения к старшим;
- уважение прав других людей;
- справедливость и откровенность;
- бережливость, искоренение страсти к удовольствиям и роскоши;
- предусмотрительность;
- познание истинного счастья, которое заключается в следующем:
 • иметь здоровых родителей и гармонию в семье;
 • жить гордо и честно, ведя правильный образ жизни;
 • обучать молодых быть честными и полезными членами общества.
- способность жить так, чтобы поступки говорили сами за себя;
- развитие покоя разума ради возвращения к естественному состоянию человека, к изначальной природе;
- сохранение твёрдости убеждений;
- преданность.

Резюмируя вышесказанное, стоит отметить, что лишь сохранив свою истинную природу, став неподверженным соблазнам власти, денег, можно ощутить радость свободы. Пусть эта цель высока, но она достижима для каждого сделать усилие над собой, кто обладает настойчивостью и сильной волей.

Культура духа служит неотъемлемым элементом таэквон-до, поскольку она связана с развитием силы, совершенствованием техники, приобретением веры в себя, но прежде всего — с воспитанием характера. Духовная культура не только развивает здоровое тело и ясный ум, но и обуславливает хорошие спортивные взаимотношения и корректное, добродетельное поведение. Исходя из этих принципов в своей энциклопедии генерал Чой Хонг Хи дает нижеперечисленные рекомендации:

Все организации, секции, клубы и школы таэквон-до должны соблюдать следующие правила:
1. Познакомиться со складом ума и прошлым человека, прежде чем принять его в школу;
2. Ориентироваться на скромность, дисциплинированность, хорошее поведение и привычки, послушание и патриотизм;
3. При присуждении более высокой квалификации учитывать не только технику, но и душевные качества аттестуемого, его чистосердечность;
4. Обладатели высших данов, уличенные в применении таэквон-до в драках, должны быть наказаны местными федерациями;
5. Все обладатели черных поясов должны быть зарегистрированы в местной федерации таэквон-до и в ITF.

Из книги "Путь познания Таэквон-До" Мастера Кана