О Таэквон-До

Философия Таэквон-До

Генерал Чой Хонг Хи разработал не только технику, но и философию таэквон-до, и её постижение так же необходимо для овладения этим боевым искусством, как и совершенствование технических действий. Основатель таэквон-до видел, что в обществе, особенно среди молодёжи, растет уровень жестокости, а моральные принципы размываются. Ожесточение проявляется в том, что люди, несогласные с популярным выражением «Сильный покоряет слабого», направляют свой потенциал и энергию не на создание лучшего общества, а на гнев и разрушение, либо прячутся от проблем в собственном иллюзорном мире.

Старшее же поколение зачастую направляет молодых людей по ложному пути крайнего эгоизма и материализма, тем самым поселяя в них страх. Чой Хонг Хи был убежден: противоядием от болезней «развращенного века» является развитие духовной культуры. Основатель таэквон-до выделяет главную цель этого боевого искусства — прекратить подавление сильным слабого, научить людей Силе, основанной на доверии, духовности, мудрости, справедливости и человечности. Достижение этой цели, разумеется, поможет создать лучшее, мирное общество. По мнению Чой Хонг Хи, духовная дисциплина и физические упражнения позволяют приобрести силы, чтобы защищать справедливость, противостоять социальной разобщенности и развить человеческий дух до высочайшего уровня. Основатель таэквон-до подчёркивал, что боевое искусство никогда и никем не должно использоваться в жестоких, агрессивных, эгоистических, политических и коммерческих целях. Ведь философия таэквон-до основана на этических, моральных и духовных принципах, несоблюдение которых не позволит людям жить в гармонии.

Каждый прилежный ученик и последователь таэквон-до должен поступать согласно принципам, сформулированным генералом Чой Хонг Хи:
1. Быть полным решимости идти, хотя путь будет трудным, и делать то, что нужно, хоть это будет нелегко.
2. Быть внимательным к слабым и суровым к сильным.
3. Быть удовлетворенным тем положением и деньгами, которые имеет. Никогда не быть удовлетворенным своим мастерством.
4. Всегда завершать начатое дело, будь оно большим или малым.
5. Быть готовым учить любого, независимо от религии, расы и идеологии,
6. Никогда не поддаваться давлению или угрозе на пути к благородной цели.
7. Учить мировоззрению и навыкам делами, а не словами.
8. Всегда оставаться собой, даже когда обстоятельства жизни меняются.
9. Быть учителем, который учит телом, когда молод, словами — когда стар, духовными заповедями - после смерти.

Из книги "Путь познания Таэквон-До" Мастера Кана

Духовное воспитание

Духовная дисциплина, как и совершенствование техники, является неотъемлемой частью освоения таэквон-до. Основатель таэквон-до генерал Чой Хонг Хи говорил. что человек, занимающийся таэквон-до должен в своей жизни руководствоваться следующими духовными принципами:

1. Почтительность, которая подразумевает развитие духа взаимоуважения, вежливость, поддержание атмосферы справедливости и гуманизма, соблюдение возрастной и профессиональной иерархии, следование этикету, уважение к положению других, честность и открытость, воздержание от приёма и вручения подарков, когда это может быть истолковано превратно.
2. Совесть, которая проявляется в том, что человек умеет отличать правильное от ложного, умеет признавать свою неправоту и испытывать угрызения совести.
3. Настойчивость, состоящая в преодолении любых трудностей для достижения поставленных целей.
4. Самообладание как контроль над своим поведением важно не только при совершенствовании технических навыков, но и в повседневной жизни.
5. Непоколебимость духа — умение действовать активно, без страха при столкновении с несправедливостью вне зависимости от того, какие трудности стоят на пути преодоления этой несправедливости.

Духовная культура, будучи неотъемлемой частью жизни людей Востока, является основой для формирования и становления образцовой личности. Примером такой личности может служить Конфуций, считавший, что путь к познанию морального духа лежит через избавление от грешных мыслей и через основанное на вере и искренности отношение к людям. Чтобы стать образцовой личностью, как Конфуций или Лао-цзы, найти себя и заслужить уважение людей, необходимо совершенствовать дисциплину ума. Человек, будучи «социальным животным», желает жить в обществе, предоставляющем возможность для духовного развития, и особенно важно это для людей, занимающихся таэквон-до. Можно выделить несколько типов общества.

Идеальное общество, согласно Лао-цзы, представляет собой общество, которым правит достойный похвалы и восхищения человек. Этот правитель не вмешивается в жизнь народа, не запугивает общество, а просто исполняет свои обязанности и обеспечивает обществу свободную и мирную жизнь. Существуют и режимные общества, где правитель из-за отсутствия моральных качеств, необходимых для управления, прикрывается жестокими законами, которые вызывают недовольство народа. И, пожалуй, худшим типом общества является то, где правитель использует свою власть в угоду себе, вызывая презрение и ненависть своих подданных. Естественно, создание и поддержание идеального общества зависит от каждого отдельного человека. Итак, каждому, кто занимается таэквон-до, следует возвращаться к изначальной, праведной и чистой природе и быть достойным человеком.

Кроме того, таэквондисту, необходимо следовать этим ключевыми нормам:

1. Гуманизм — умение сочувствовать бедам других людей и любить всех одинаково.
2. Праведность — способность стыдиться несправедливых поступков и выполнять свои обязательства по отношению к другим людям.
3. Учтивость — уважение к другим, хорошие манеры и искренность.
4. Мудрость — умение отличать правильное от ошибочного в отношении не только других людей, но и себя.
5. Доверие — умение держать данное слово и обещание.

Также существуют качества, которые необходимо развивать в себе и они помогут в познании своей природы:
- сохранение такого баланса между жизненными позициями, чтобы достоинства, которые даёт социальное положение, служили базой для правильного использования духовных начал;
- щедрость души;
- смиренность;
- самокритичность для достижения мудрости;
- проявление уважения к старшим;
- уважение прав других людей;
- справедливость и откровенность;
- бережливость, искоренение страсти к удовольствиям и роскоши;
- предусмотрительность;
- познание истинного счастья, которое заключается в следующем:
 • иметь здоровых родителей и гармонию в семье;
 • жить гордо и честно, ведя правильный образ жизни;
 • обучать молодых быть честными и полезными членами общества.
- способность жить так, чтобы поступки говорили сами за себя;
- развитие покоя разума ради возвращения к естественному состоянию человека, к изначальной природе;
- сохранение твёрдости убеждений;
- преданность.

Резюмируя вышесказанное, стоит отметить, что лишь сохранив свою истинную природу, став неподверженным соблазнам власти, денег, можно ощутить радость свободы. Пусть эта цель высока, но она достижима для каждого сделать усилие над собой, кто обладает настойчивостью и сильной волей.

Культура духа служит неотъемлемым элементом таэквон-до, поскольку она связана с развитием силы, совершенствованием техники, приобретением веры в себя, но прежде всего — с воспитанием характера. Духовная культура не только развивает здоровое тело и ясный ум, но и обуславливает хорошие спортивные взаимотношения и корректное, добродетельное поведение. Исходя из этих принципов в своей энциклопедии генерал Чой Хонг Хи дает нижеперечисленные рекомендации:

Все организации, секции, клубы и школы таэквон-до должны соблюдать следующие правила:
1. Познакомиться со складом ума и прошлым человека, прежде чем принять его в школу;
2. Ориентироваться на скромность, дисциплинированность, хорошее поведение и привычки, послушание и патриотизм;
3. При присуждении более высокой квалификации учитывать не только технику, но и душевные качества аттестуемого, его чистосердечность;
4. Обладатели высших данов, уличенные в применении таэквон-до в драках, должны быть наказаны местными федерациями;
5. Все обладатели черных поясов должны быть зарегистрированы в местной федерации таэквон-до и в ITF.

Из книги "Путь познания Таэквон-До" Мастера Кана

Нравственные основы Таэквон-До

В своей книге «Энциклопедия таэквон-до» генерал Чой Хонг хи уделил особое внимание взаимоотношению учителя с учеником. Вот что он сказал об этом:

Даже в современной Корее сохраняют свою актуальность многие взгляды древнего философа Конфуция, жившего в VI-V веках до нашей эры. Так, преданность и уважение к учителю и родителям составляют основу национальной и семейной структур. В трудах Конфуция корейцы черпают представление о том, что нужно слушаться своих родителей и глубоко уважать учителей. Такое отношение всегда было очень важным. Древняя корейская пословица гласит: «Отец и мать — родители, которые меня вырастили, а учителя — родители, которые меня учат». Вот почему ученик должен воспитывать в себе такое же уважение к учителю, как и к родителям.

Даже если учитель не оказывает должного почтения своему королю, король должен проявлять уважение и преданность своему учителю, как, например, Александр Великий — Аристотелю. Отец может любить своего сына, но он никогда не станет его учителем. Отношения между сыном и отцом строятся на эмоциях, объективность оценок теряется. А без объективности практически невозможно установить и поддерживать полный контроль над процессом обучения.

Согласно древней корейской мудрости, «родители могут рожать детей, но не цели их жизни». Обязанность родителей — обеспечить ребенку образование, которое расширит его знания, сделает добрым и нравственным, поможет стать нужным и уважаемым человеком в обществе. Но родители часто не в состоянии сами дать ребенку необходимое образование, потому что не решаются приучить его к строгой дисциплине и объективно его оценивать, боятся, что это создаст трещину в их отношениях.

Чтобы избежать этого, Конфуций советовал родителям «обмениваться» детьми: тогда кровные узы не будут влиять на обучение. Научить чужого ребенка стать добрым человеком в соответствии с желаниями его родителей — большая ответственность, в глазах ученика учитель будет занимать такое же положение, как и родители. «Царь, учитель и отец — едины и равны», — так звучит еще одна древняя мудрость. Безусловно, в этих взаимоотношениях должны быть любовь и взаимопонимание, но должна быть и объективность. По такому же принципу строятся отношения в корейском боевом искусстве таэквон-до.

Ответственность за обучение этому искусству лежит на инструкторах, основная задача которых — сделать учеников физически и духовно сильными и тем самым внести вклад в созидание мирного общества. Конечно же, каждой школе необходим преданный и искренний инструктор. Но ни одна школа не сможет расти и развиваться без столь же преданных и искренних учеников. Потому и инструктор, и ученик должны всегда уважать друг друга и выполнять следующие предписания.

Инструктор должен:

1. Никогда не уставать учить. Хороший инструктор учит везде, в любое время и всегда готов отвечать на вопросы.
2. Стремиться к тому, чтобы ученик превзошел его. Такой результат — величайшая похвала для инструктора. Ученика никогда нельзя удерживать позади. Если ученик превзошел тренера, его нужно передать более квалифицированному наставнику.
3. Быть примером для учеников и никогда не обманывать их. Воспитание ученика должно быть важнее материальной выгоды, иначе инструктор потеряет уважение учеников.
4. Тренировать, опираясь на научную базу, чтобы экономить силы и время.
5. Помогать ученикам устанавливать хорошие отношения вне спортивного зала. Обязанность инструктора — заниматься воспитанием учеников как в зале, так и за его пределами.
6. Поощрять посещение других спортзалов, изучение опыта других школ: так ученик сможет подобрать подходящую школу и многому научиться, сравнивая их. Если запрещать это ученикам, они могут стать непослушными.
7. Одинаково относиться ко всем ученикам, не выбирать «любимчиков». Ругать ученика можно только наедине сним, никогда нельзя делать это на глазах других.
8. Не придумывать ответ на вопрос, если не знаешь его, надо признать это и попытаться найти ответ как можно быстрее.
9. Быть честным с учениками, не терять их доверия.

Инструктор не должен:

1. Искать у учеников помощи в уборке кабинетов и ремонте.
2. Использовать учеников для личных целей.

Единственная цель инструктора — воспитать физически и духовно совершенных учеников.

Ученики должны:
1. Никогда не уставать учиться. Хороший ученик может учиться везде и в любое время. В этом секрет успеха в учёбе.
2. Быть готовым на жертвы ради своего боевого искусства и инструктора. Некоторые ученики рассматривают обучение как товар, купленный за ежемесячную плату, и не желают участвовать в выступлениях, тренировках, работе в спортзале. Инструктор может отказаться от таких учеников.
3. Всегда быть хорошим примером для младших учеников. Вполне естественно, что они захотят соревноваться со старшими.
4. Быть преданным тренеру, никогда не критиковать инструктора, его способы обучения и само таэквон-до.
5. Изучать и стараться использовать показанный инструктором приём.
6. Помнить, что поведение ученика за пределами спортзала отражается на восприятии боевого искусства другими и на репутации инструктора.
7. Если ученик освоил новые приёмы из другой школы, а инструктор возражает против их применения, ученик должен отказаться от них или заниматься там, где он выучил эти приёмы.
8. Никогда не проявлять неуважения к инструктору. Ученик может не соглашаться с инструктором, но должен сначала выполнить задание, а обсуждать все вопросы позже.
9. Быть активным, не стесняясь задавать вопросы.
10. Никогда не предавать инструктора.

Скажу еще немного об идеальном инструкторе. Солдаты сильны настолько, насколько силен ведущий их генерал. Так же и ученики могут достигнуть успехов только под руководством прекрасного инструктора.

Бамбук не может вырасти среди камышей. Нельзя ожидать и появления выдающегося ученика у неквалифицированного инструктора. Особенно важно обучать учеников одновременно и технике, и духу таэквон-до. Квалифицированный инструктор, если он хочет воспитать учеников с благородным характером и выдающимися умениями, должен соединять в себе черты учителя и солдата.

Такой учитель должен обладать следующими качествами:

  • высокий моральный и этический уровень;
  • ясная философия и взгляд на жизнь;
  • ответственное отношение к своим обязанностям;
  • научный подход к вопросам техники;
  • непоколебимая чистота в политических и финансовых делах;
  • желание посвятить себя распространению таэквон-до по всему миру;
  • стремление заслужить уважение старших, доверие коллег, авторитет у младших.

Таэквон-до — это боевое искусство, отлично тренирующее тело, закаляющее дух, развивающее самодисциплину. Таэквондисты не только учатся атаке и защите, но и закаляют свой характер, развивают нравственные качества, умение логически мыслить, а все эти качества всегда актуальны.

Из книги "Путь познания Таэквон-До" Мастера Кана

История создания Таэквон-до

«Принадлежность вида восточного единоборства к той или иной нации
определяют по национальной принадлежности его создателя».

Генерал Чой Хонг Хи.

Корни таэквон-до уходят в глубокую древность. Историки предполагают, что корейские боевые искусства зародились около двух тысяч лет тому назад. Древние рукописи, рисунки и изображения, которые сохранились и дошли до нас, говорят о том, что уже в начале нашей эры в Корее применялись различные системы кулачного боя и борьбы. Самые знаменитые и известные боевые искусства Корей — Ссирым (древнейшая форма борьбы в партере), Таэккён (единоборство, признанное ЮНЕСКО как часть культурного и гуманитарного наследия Кореи), Субак (воинское боевое искусство «техника высокой ноги») и Хваранг (техника, принятая в элитном военном корпусе). Некоторые из них существуют более двух тысячелетий.

С начала 20-го столетия до 1945 года Корея была колонией Японии. Колониальный режим выражался среди прочего в подавлении национальных элементов во всех сферах культуры — от поэзии и школьного образования до символики и традиционных боевых искусств. Загнав корейские боевые искусства в подполье на целых 35 лет, японцы оборвали в большинстве школ процесс передачи духовно-мистической практики, составляющей сокровенную суть любой традиционной школы.

После завершения второй мировой войны и освобождения Кореи от колониальной зависимости возникла явная тенденция к созданию единого корейского боевого искусства, которое могло бы символизировать дух нации. Работу по его созданию возглавил высокопоставленный генерал-лейтенант южнокорейской армии Чой Хонг Хи (1918–2002). Как человек, знавший технику таэккён и обладатель II дана по каратэ, Чой Хонг Хи за период с 1946 по 1954 год разработал основы нового корейского боевого искусства. Именно Чой Хонг Хи считается отцом таэквон-до.

Изначально это боевое искусство благодаря усилиям генерала получило развитие в среде военных, где данное направление носило название «Одогван» что значит «Школа просветлённого пути». В дальнейшем, благодаря всё возрастающей популярности, стало развиваться и так называемое гражданское направление - «Чхондогван».

В сентябре 1954 года военнослужащие 29-й дивизии Корейской Республики продемонстрировали технику нового боевого искусства перед первым президентом Южной Кореи Ли Сын Маном. Находясь под впечатлением от этой демонстрации, президент направил директиву генералу Чой Хонг Хи дать новому виду боевого искусства корейское название. Чой Хонг Хи и избранный комитет по боевым искусствам, куда входили лидеры политических и деловых кругов страны, 11 апреля 1955 года, после долгих споров, утвердили название «таэквон-до», предложенное генералом Чой Хонг Хи, буквально означающее «путь ноги и кулака».

22 марта 1966 года генерал Чой основывает в Сеуле Международную Федерацию Таэквон-до (ITF), в состав которой кром Южной Кореи, входят ещё 9 стран. Однако впоследствии, в 1972 году, из-за политических разногласий, генерал с группой последователей был вынужден искать политическое убежище в Канаде. Штаб-квартира ITF была также переведена в Торонто, а позже, в марте 1985 года, в столицу Австрии Вену.

Отъезд лидера ITF из Южной Кореи послужил толчком к формированию на основе таэквон-до иного, направленного исключительно на спорт, вида единоборства. В мае 1973 года в Сеуле учереждается Всемирная федерация таэквон-до (WTF), которую возглавил доктор Ким Ун Йонг. С января 1971 доктор Ким являлся президентом Корейской ассоциации таэквон-до, совмещая этот пост с должностью заместителя директора корейской разведки и начальником службы охраны президента. Позже Ким Ун Йонг стал вице-президентом Международного олимпийского комитета (МОК). Его настойчивое лоббирование позволило добиться проведения Олимпийских игр 1988 года в Сеуле, где таэквон-до было показано в качестве демонстрационного вида спорта. Также, благодаря усилиям доктора Кима, таэквон-до (WTF) было включено в качестве спортивной дисциплины и в олимпийскую программу на Играх 2000 года в Сиднее.

Хотя обе версии имеют общее название, принято считать, что таэквон-до ITF — это боевое искусство, а таэквон-до WTF — это его спортивное направление: cоответственно, и техника последнего разительно отличается от техники созданного генералом Чой Хонг Хи таэквон-до (ITF). Чтобы подчеркнуть разницу между федерациями, в WTF были разработаны новые базовые комплексы формальных упражнений, введены изменения в терминологию, в технику (в частности, изначально характерный для этого боевого искусства волнообразный способ передвижения был заменён прямолинейным), форму ритуалов и даже покрой костюмов для занятий. В спарринговой технике WTF не использует удары рукой голову. А комплексы формальных упражнений пумсэ напоминают технику выполнения ката в каратэ.

По причине тождества названий генерал Чой Хонг Хи до последнего высказывал недовольство фактом использования «конкурентами» придуманного им термина таэквон-до. Он критиковал и технику, не имеющую логичгического объяснения и научных оснований под собой. Часто обвинял WTF в сходстве с каратэ, вследствие чего это направление, по его мнению, не имело права права называться таэквон-до.

Кроме этих двух федераций, в 1990 году грандмастером Пак Джун Тэ (1943-2002) была основана еще одна — Глобальная Федерация Таэквон-до (GTF). Поскольку кначалу 90-х годов конфликт между двумя федерациями приобрел политический оттенок (ITF acсоциировалась с Северной Кореей, а WTF — с Южной) Пак Джун Тэ выступил сидеей создания нового, политически независимого стиля Таэквон-до. Личная популярность грандмастера и его высокий уровень технического мастерства позволило GTF быстро вырасти в большую международную организацию, однако его ранняя смерть приостановила процесс дальнейшего развития федерации.

В отношении техники и правил проведения соревнований, GTE очень напоминает ITF за исключением небольших различий в комплексах. Мастер Пак Джун Тэ планировал полностью заменить тыли собственными комплексами, которые называются хьёнгами, как это сделал в свое время Чой Хонг Хи, заменив ката из каратэ на тыли, но не успел. Название хьёнг был заимствовано из раннего таэквон-до (ITF). Сегодня в GTF используются как тыли из таэквон-до (ITF), так и хьёнги.

С уходом из жизни Чой Хонг Хи начались проблемы связанные с дроблением Международной федерации таэквон-до (ITF). Не стало лидера, который мог бы объединить всех последователей таэквон-до и остановить созданное им боевое искусство от распада.

Тем не менее, в последнее десятилетие надежда на объединение всех ассоциаций таэквон-до под эгидой ITF на исторической родине в Южной Корее сохраняется. Мастер О Чан Джин в 2000 году получил одобрение генерала Чой Хонг Хи на возрождение таэквон-до на его исторической родине в Южной Корее. Международная федерация таэквон-до (ITF HQ Korea) возглавляемая 0 Чан Джином провела три мировых чемпионата (2004, 2008, и 2010 гг.) и два фестиваля во взаимодействии с WTF (2008 и 2010 гг.). Кроме этого, ITF HQ Korea разработала и реализует туристическую программу для практикующих таэквон-до под названием «Тыль Тур», которая даёт возможность посетить исторические места, отражённые в названиях комплекса формальных упражнений — тыль и познакомиться с традицией и культурой корейского народа.

Мечта генерала Чой Хонг Хи — чтобы мир узнал о корейском народе через его боевое искусство таэквон-до — стала осуществляться. И у меня нет сомнений в том, что несмотря на продолжающуюся тенденцию к разделению, уже в скором времени все здравые силы в таэквон-до придут к пониманию о необходимости объединения. Во всяком случае, на родине таэквон-до прикладываются все усилия для того, чтобы древо таэквон-до, вывезенное из Южной Кореи в 1972 году, вернулось домой.

Из книги "Путь познания Таэквон-До"  Мастера Кана

О Таэквон-до

Для гармоничного физического и интеллектуального развития ребенка мы выбираем различные спортивные секции. Особняком среди них стоит таэквондо, корейское национальное боевое искусство. В Ясенево дети могут заниматься таэквондо в Школе боевых искусств Сакибова.

Боевые искусства для детей в Ясенево, единоборства для детей в Ясенево